Понедельник, 29.04.2024, 08:45
  
Главная » Файлы » Учитель - учителю » Статьи

Семья - главный инструмент в воспитании ребёнка
13.03.2011, 09:52
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья – один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
 Разрушены нравственные представления о браке к семье.
 Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
 Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
 Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока.
 Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
 Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе позитивной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа, общество.
Только все вместе путем целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания нравственности и духовности как человеческой потребности того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько "брать от жизни все” и "действовать ради целей обогащения любым способом”.
Категория: Статьи | Добавил: yula_75
Просмотров: 1167 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Это интересно
Мои файлы [27]
Безопасность [20]
Всё о ПДД и ОБЖ для школьников и учителей
Математика [8]
Русский язык [7]
Литературное чтение [21]
Окружающий мир [19]
Искусство [11]
Музыка, рисование, труд
Внеклассная работа [40]
Статьи [33]
В этом разделе вы сможете прочитать как мои статьи, так и статьи других авторов.
Исследовательские работы учеников [5]
Материалы коллег [5]
В этом разделе собраны разработки учителей нашей школы. А так же зарегистрированных пользователей сайта
Поиск по сайту
Облако тегов
Голосуй за нас
Сайт учителя начальных классов Гугниной Юлии Станиславовны
Я в интернете
Мои публикации Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Солнечный сайт
Наши гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обрати внимание
SafeWeber.ru Тиц и pr сайта
Друзья
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Форма входа
    Заходите скорее!
    Новое у нас
    Для будущих первоклассников [7]
    Информация для родителей будущих первоклассников и для дошкольников
    Учитель - учителю [196]
    Работы моих учеников [7]
    Всё для чтения [57]
    Музыка для вас [55]
    Всё для созданий презентаций [37]
    Всё ко дню Победы 1941-1945г.г. [12]
    В этом разделе собраны классные часы, уроки о войне 1941-1945 годов.
  • Иrina
  • Для родителей
    Начальная школа МБОУ СОШ№ 64 г.Новосибирск
    Тренажёр
    Отличник
    Мини-чат
    200
    Поделись с другом
    Президент детям
    Администратор сайта Гугнина Юлия СтаниславовнаХостинг от uCoz