Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что
ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена
тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из
институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются
основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,
дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о
нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья. Проблемы современной семьи относятся к числу
наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья –
один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень
человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
Разрушены нравственные представления о браке к семье.
Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни;
традиционные отношения уважения старших вытеснены из современной жизни и
заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием
мнения родителей, педагогов.
Утрачено традиционное восприятие
родительства и детства: культ жизненного успеха, материального
благополучия, профессионального и общественного роста привел к
катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
продолжает снижаться рождаемость.
Деформация коснулась и сферы
семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных
ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать
юных от порока.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные
проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от
нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения
духовно-нравственная неразвитость, у подрастающего поколения российских
детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом,
нацией, государством;
Современное общество утратило представление
о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой
информации пропагандируют насилие, цинизм.
Какие же основные
ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо
вычленить, какие понятия и характеристики обозначить в качестве
идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее
значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует
считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и
доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник
чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на
основе позитивной установки на самоуважение и уважение к другому
человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно
связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья –
ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества,
создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать
вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут
наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья
воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные
ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая,
полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая,
жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено
семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской
любви возможно правильное формирование психического мира человека,
возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка
– это необходимое условие его принципиальных позиций,
последовательности его поведения, уважения достоинства личности,
духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём
формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений,
нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
В
обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира
в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного
патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья,
детский сад, школа, общество.
Только все вместе путем
целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в человеке
семена любви к людям и добра, заложить основы понимания нравственности и
духовности как человеческой потребности того, что надо действительно
спешить делать добро, а не только и не столько "брать от жизни все” и
"действовать ради целей обогащения любым способом”.