Четверг, 16.05.2024, 08:03
  
Главная » Файлы » Учитель - учителю » Статьи

Роль чтения в обучении
09.08.2010, 17:16

Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям осмысленного чтения художественных и научно-популярных текстов? Как это сделать? Читайте об этом в нашей статье.

Умения и навыки чтения имеют общеучебный характер, используемый при изучении любых предметов, не говоря уже о внешкольной жизни. Педагоги давно заметили: если к концу начальной школы ученик все еще плохо читает, то при переходе на следующую ступень обучения у него неизбежно начнутся проблемы с оценками. И это неспроста, ведь скорость чтения является важнейшим из факторов, влияющих на успеваемость.

Оговоримся, что речь идет не о скорочтении, скорость которого превышает 300 слов в минуту, а о чтении в темпе разговорной речи со скоростью 120-150 слов в минуту. Именно такой темп дает наилучшее понимание текста учениками. При повышении скорости до 180 и более слов ухудшается понимание текста, равно как и при замедлении темпа чтения до скорости менее 120 слов в минуту. И в том, и в другом случае ученик, чтобы понять текст, вынужден прочитывать его по два, а то и по три раза.

Почему так важна оптимальная скорость чтения? Объясним на примере. Скажем, если у семиклассника скорость чтения составляет менее 60 слов в минуту, то такой ученик обречен на хроническую неуспеваемость. Арифметика проста: только для того, чтобы прочитать весь текст устного домашнего задания, размер которого в средних классах в среднем составляет около 6,5 тысяч слов, такому ученику потребуется более двух часов. А ведь нужно еще выполнять письменные задания, да и собственно уроки в школе тоже занимают немало времени! Стоит ли после этого удивляться плохим отметкам?

Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка. В процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная память, а эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на умственную работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей скоростью чтения обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их читать еще больше, тем самым еще сильнее развивая перечисленные свойства психики. Впрочем, даже если у ученика низкая скорость чтения, на нем нельзя ставить крест, ведь скорость чтения относится к тем показателям, которые можно и нужно развивать.

В частности, полезно выполнять с детьми тренировочные упражнения по отработке техники чтения, причем делая упор не на длительность, а на частоту таких занятий. Идеально, если продолжительность таких упражнений не будет превышать пяти минут, зато повторять такие пятиминутки стоит не менее трех раз в день.

Заметный эффект приносят жужжащее чтение, когда ученики читают все разом, проговаривая слова вполголоса, каждый в своем темпе, кто быстрее, а кто медленнее. Если ребенок не любит читать, то с ним можно попробовать работать в режиме щадящего чтения, при котором прочитывание одной-двух строчек чередуется с кратковременным отдыхом.

Также ученикам время от времени стоит предлагать посоревноваться с самими собой: прочитать текст вполголоса, отметив место, до которого успели дочитать, а потом повторно прочесть тот же самый отрывок и сравнить с первым результатом. Естественно, во второй раз детям удается прочитать на несколько слов больше, что вызывает у них положительный эмоции и стимулирует дальнейшую работу над техникой чтения. Такой замер скорости чтения обычно проводится в конце урока и занимает 3-4 минуты.

Помните и о том, что если конкретный ребенок читает с несвойственной ему скоростью, стремясь во что бы то ни стало угнаться за другим учеником, то он невольно искажает слова и делает другие ошибки, которые в конечном итоге приводят к непониманию содержания текста. Поэтому важно уделять внимание не только развитию скорости чтения, но и формированию навыков правильного чтения с четким проговариванием каждого слова, без повторов или искажений. Последнему хорошо способствует заучивание наизусть стихов, работа со скороговорками и долгоговорками, образцовое чтение учителя, предварительное чтение «про себя». Кроме того, правильность чтение во многом зависит от позы ученика и оптимального расстояния между глазами и текстом.

Еще один фактор, от которого напрямую зависит успеваемость школьника, - это осознанность чтения, под которой понимается умение читателя в полной мере понять содержание текста. Проверить, насколько осознанно читает ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания, понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.

Полезно включать в занятия упражнения по многократному перечитыванию текста, каждый раз с определенным заданием. Огромное значение имеет и помощь родителей, которым всякий раз, как ребенок дома читает им вслух, необходимо проявлять живой интерес к содержанию рассказа.

Подводя итог, напомним, что развитие навыков беглого и осознанного чтения происходит не за один день и требует немалого труда, как от учителя, так и от самих учеников, однако рано или поздно все усилия окупаются сторицей. Едва дети начинают быстро и с интересом читать, едва у них возрастает осмысленность чтения, так сразу же заметно повышается успеваемость по русскому языку, математике и другим предметам. Активизируя процессы мышления, быстрое и осмысленное чтение служит одним из лучших способов совершенствования учебного процесса как в начальной школе, так и в средних и старших классах.
http://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie07.html


Категория: Статьи | Добавил: yula_75
Просмотров: 1283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Это интересно
Мои файлы [27]
Безопасность [20]
Всё о ПДД и ОБЖ для школьников и учителей
Математика [8]
Русский язык [7]
Литературное чтение [21]
Окружающий мир [19]
Искусство [11]
Музыка, рисование, труд
Внеклассная работа [40]
Статьи [33]
В этом разделе вы сможете прочитать как мои статьи, так и статьи других авторов.
Исследовательские работы учеников [5]
Материалы коллег [5]
В этом разделе собраны разработки учителей нашей школы. А так же зарегистрированных пользователей сайта
Поиск по сайту
Облако тегов
Голосуй за нас
Сайт учителя начальных классов Гугниной Юлии Станиславовны
Я в интернете
Мои публикации Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Солнечный сайт
Наши гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обрати внимание
SafeWeber.ru Тиц и pr сайта
Друзья
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Форма входа
    Заходите скорее!
    Новое у нас
    Для будущих первоклассников [7]
    Информация для родителей будущих первоклассников и для дошкольников
    Учитель - учителю [196]
    Работы моих учеников [7]
    Всё для чтения [57]
    Музыка для вас [55]
    Всё для созданий презентаций [37]
    Всё ко дню Победы 1941-1945г.г. [12]
    В этом разделе собраны классные часы, уроки о войне 1941-1945 годов.
  • Иrina
  • Для родителей
    Начальная школа МБОУ СОШ№ 64 г.Новосибирск
    Тренажёр
    Отличник
    Мини-чат
    200
    Поделись с другом
    Президент детям
    Администратор сайта Гугнина Юлия СтаниславовнаХостинг от uCoz