Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека
общеизвестна. Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям
осмысленного чтения художественных и научно-популярных текстов? Как это
сделать? Читайте об этом в нашей статье.
Умения и навыки чтения имеют общеучебный характер, используемый при
изучении любых предметов, не говоря уже о внешкольной жизни. Педагоги
давно заметили: если к концу начальной школы ученик все еще плохо
читает, то при переходе на следующую ступень обучения у него неизбежно
начнутся проблемы с оценками. И это неспроста, ведь скорость чтения
является важнейшим из факторов, влияющих на успеваемость.
Оговоримся, что речь идет не о скорочтении, скорость которого превышает
300 слов в минуту, а о чтении в темпе разговорной речи со скоростью
120-150 слов в минуту. Именно такой темп дает наилучшее понимание текста
учениками. При повышении скорости до 180 и более слов ухудшается
понимание текста, равно как и при замедлении темпа чтения до скорости
менее 120 слов в минуту. И в том, и в другом случае ученик, чтобы понять
текст, вынужден прочитывать его по два, а то и по три раза.
Почему так важна оптимальная скорость чтения? Объясним на примере.
Скажем, если у семиклассника скорость чтения составляет менее 60 слов в
минуту, то такой ученик обречен на хроническую неуспеваемость.
Арифметика проста: только для того, чтобы прочитать весь текст устного
домашнего задания, размер которого в средних классах в среднем
составляет около 6,5 тысяч слов, такому ученику потребуется более двух часов.
А ведь нужно еще выполнять письменные задания, да и собственно уроки в
школе тоже занимают немало времени! Стоит ли после этого удивляться
плохим отметкам?
Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка.
В процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная
память, а эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на
умственную работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей
скоростью чтения обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их
читать еще больше, тем самым еще сильнее развивая перечисленные свойства
психики. Впрочем, даже если у ученика низкая скорость чтения, на нем
нельзя ставить крест, ведь скорость чтения относится к тем показателям,
которые можно и нужно развивать.
В частности, полезно выполнять с детьми тренировочные упражнения по
отработке техники чтения, причем делая упор не на длительность, а на
частоту таких занятий. Идеально, если продолжительность таких упражнений
не будет превышать пяти минут, зато повторять такие пятиминутки стоит
не менее трех раз в день.
Заметный эффект приносят жужжащее чтение, когда ученики читают все
разом, проговаривая слова вполголоса, каждый в своем темпе, кто быстрее,
а кто медленнее. Если ребенок не любит читать, то с ним можно
попробовать работать в режиме щадящего чтения, при котором прочитывание
одной-двух строчек чередуется с кратковременным отдыхом.
Также ученикам время от времени стоит предлагать посоревноваться с
самими собой: прочитать текст вполголоса, отметив место, до которого
успели дочитать, а потом повторно прочесть тот же самый отрывок и
сравнить с первым результатом. Естественно, во второй раз детям удается
прочитать на несколько слов больше, что вызывает у них положительный
эмоции и стимулирует дальнейшую работу над техникой чтения. Такой замер
скорости чтения обычно проводится в конце урока и занимает 3-4 минуты.
Помните и о том, что если конкретный ребенок читает с несвойственной ему
скоростью, стремясь во что бы то ни стало угнаться за другим учеником,
то он невольно искажает слова и делает другие ошибки, которые в конечном
итоге приводят к непониманию содержания текста. Поэтому важно уделять
внимание не только развитию скорости чтения, но и формированию навыков
правильного чтения с четким проговариванием каждого слова, без повторов
или искажений. Последнему хорошо способствует заучивание наизусть
стихов, работа со скороговорками и долгоговорками, образцовое чтение
учителя, предварительное чтение «про себя». Кроме того, правильность
чтение во многом зависит от позы ученика и оптимального расстояния между
глазами и текстом.
Еще один фактор, от которого напрямую зависит успеваемость школьника, -
это осознанность чтения, под которой понимается умение читателя в полной
мере понять содержание текста. Проверить, насколько осознанно читает
ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по
прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания,
понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих
лиц.
Полезно включать в занятия упражнения по многократному перечитыванию
текста, каждый раз с определенным заданием. Огромное значение имеет и
помощь родителей, которым всякий раз, как ребенок дома читает им вслух,
необходимо проявлять живой интерес к содержанию рассказа.
Подводя итог, напомним, что развитие навыков беглого и осознанного
чтения происходит не за один день и требует немалого труда, как от
учителя, так и от самих учеников, однако рано или поздно все усилия
окупаются сторицей. Едва дети начинают быстро и с интересом читать, едва
у них возрастает осмысленность чтения, так сразу же заметно повышается
успеваемость по русскому языку, математике и другим предметам.
Активизируя процессы мышления, быстрое и осмысленное чтение служит одним
из лучших способов совершенствования учебного процесса как в начальной
школе, так и в средних и старших классах. http://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie07.html