Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и
быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в
школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не
только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько
хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и
педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых
ситуациях.
В такой период дети нередко меняются — тревожатся
без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными,
слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность,
они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются
сон и аппетит.
Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно отметить:
-
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; -
возросший объем работы, как на уроке, так и дома; -
новые требования к оформлению работ; -
необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
-
Усталый, утомленный внешний вид ребенка. -
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. -
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. -
Нежелание выполнять домашние задания. -
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. -
Жалобы на те, или иные события, связанные со школой. -
Беспокойный сон. -
Трудности утреннего пробуждения, вялость. -
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и
помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто
быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Причины психологических трудностей:
-
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе. -
Повышение уровня тревожности самого ребенка. -
Зависимость степени адаптации ребенка к новым
условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его
ближайшее окружение. -
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. -
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты. -
Состояние его физического здоровья, связанное с
возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в
классном коллективе. -
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Для того чтобы понять, какая помощь требуется
ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие
проблемы имеют место в теперешней ситуации.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна
школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе
дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе,
которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что
ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями
адаптационного периода. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-
Первое условие школьного успеха пятиклассника —
безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже
столкнулся или может столкнуться. -
Обязательное проявление родителями интереса к
школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им
школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего
школьного дня. -
Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников). -
Учет темперамента ребенка в период адаптации к
школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее
привыкают к новым условиям. -
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. -
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. -
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя
которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в
одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям
подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в
школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить
эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
|