Почерк человека далек от стандартов школьных прописей? Вероятно, мы имеем
дело с незаурядной личностью! Во всяком случае, именно так утверждают
графологи. Так надо ли ругать ребенка за то, что он пишет «как курица лапой»?
Ни в коем случае! – считает руководитель Школы графоанализа Инесса Гольдберг. –
Если ребенок не страдает серьезными проблемами моторики и координации, но его
почерк, с точки зрения взрослых, «ужасен», причины надо искать в
психологической плоскости. Просто так почерк не портится. И если, не
разобравшись с причинами, насильно заставлять школьника вырисовывать буквы, к
возможным его психологическим травмам добавится дополнительная беда – стресс
из-за недовольства родителей.
Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а к
относительной читабельности – именно
в этом главная функция почерка.
— С точки зрения графологии, «плохой» или «хороший» почерк предопределены?
— Нужно сразу оговориться: в графоанализе нет общего понятия «хорошего» или
«плохого» почерка. Личность формируется, во-первых, из врожденных, а во-вторых,
из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк – лишь отражение
этого комплекса, своего рода «материальный носитель» психофизических
особенностей индивидуума.
Сигнал тревоги
Любая личность может меняться как в сторону развития, так и в сторону
деградации. И почерк следует за этими изменениями.
— Можно ли на простых примерах объяснить родителям, какие элементы почерка свидетельствуют
о проблемах со здоровьем или психологических трудностях?
— Почерк транслирует психофизическое состояние, однако медицинские диагнозы по
нему не стоит ставить. Опишем те явления, которые должны зажечь «красную
лампочку»: заставить присмотреться к ребенку, а то и показать его врачу или
психологу. И прежде всего, это отсутствие нажима или очень слабый нажим.
Переверните лист бумаги – если нажим имеется, он почувствуется на ощупь. Нажим
– ресурсы энергии, витальности, физических и психических сил и сопротивляемости
личности.
Обратите внимание на размер букв. «Бисерный» почерк и несбалансированность
записанного и незаписанного пространства («белые дыры») могут означать не
просто интровертированность, а уход в себя, острое чувство одиночества, ощущение
изолированности. Часто такое явление присуще примерно 11-летнему возрасту.
Затем это переживается, и размер букв начинает расти. Если нет – возможно,
ребенок нуждается в вашей поддержке и помощи.
Также важна форма букв. Узкие и скукоженные в сочетании с неспонтанным, не
беглым почерком часто свидетельствуют о чрезмерном психологическом напряжении,
негативе, аутоагрессии, конфликтности или неврозе.
Если буквы практически нечитабельны (не путать с «некрасивостью»), можно
говорить о больших сложностях в социальной, коммуникативной, межличностной
сфере.
Также обратите внимание на «рваные» левые поля, хаос на листе (дезадаптация),
очень неровные строки и резкие перепады в разных элементах, в том числе и
нажиме.
— Связан ли почерк с уровнем грамотности?
— С уровнем грамотности почерк может быть связан лишь опосредованно. И дело не
в том, что кто больше пишет, тот грамотнее: есть и взрослые люди, давно
достигшие так называемой «графической зрелости», но пишущие с ошибками. Но есть
и особые случаи, когда мы сталкиваемся не совсем с неграмотностью, а с
расстройствами, которые называются дисграфия или дислексия: человек может быть
очень умным и сообразительным, старательным, но сбой восприятия на
физиологическом уровне заставляет путать буквы, писать их зеркально или
пропускать.
Нюансы анализа
Существуют специальные условия подачи материала на графический анализ. Их
немного: чистый лист формата А4 и шариковая ручка.
А вот объем и содержание должны быть полностью произвольны.
— Если человек затрудняется написать и пару строк, это нужно для себя отметить
и затем дать ему какую-то общую тему: «Напишите о своем хобби, о любимой книге»
и т. п. Это поможет получить больше материала, чтобы
избежать случайных факторов, – говорит Инесса Гольдберг. – Главное, чтобы текст
шел свободно, нельзя диктовать или давать списывать с книги.
— Бывают ли абсолютно идентичные почерки?
— Как и людей, к которым применимы некие классификации (психотипы, типы
темперамента и т. д.), так и почерки возможно классифицировать по группам. Но
почерк – отражение индивидуальности, с только ей присущими пропорциями сильных
и слабых сторон, особенностями или проблемами. Это «отпечаток» психофизического
профиля личности. Кстати, об отпечатках пальцев.
В моей школе графоанализа обучаются эксперты-криминалисты и почерковеды, они
говорят, что представить не могли, насколько тонким психологическим
«барометром» является почерк.
— Можно ли по почерку определить левшу?
— Единственная значительная для графоанализа особенность левшей – это угол
наклона.
Важно сказать, что к левшам применимы все общие правила анализа, единственное –
с «воображаемым» сдвигом наклона в 10–15 градусов.
— Педагоги уверяют, что в 4–5-м классах поголовно все дети начинают себе
придумывать оригинальный почерк. Может ли это «обмануть» графологию?
— Думаю, речь идет не о том, чтобы кого-то «обмануть». Просто это возраст
начала подростковых внутренних конфликтов. Это нормально, что, вырастая, дети
пытаются осознавать себя, думать о своем имидже и внешности (о форме, а не о
содержании, т. е. продуктивности почерка). Чаще это свойственно девочкам, но и
мальчики порой копируют почерк друзей или учителей.
Но и по такому почерку мы сможем о многом судить. Ведь из придуманного и
скопированного остается только то, что ближе и комфортнее (эстетически и
психомоторно) личности, оно становится родным неспроста – значит, в этом
была потребность.
Автор статьи
Инесса Гольдберг.
|